Жители Ахун спрашивают мэра Басенко, когда и где был сход граждан, определивший новый символ их рекреации?

15 июля 2023, 20:06
Жители под названием Ахуны продолжают удивляться странной нетранспарентности городских властей в том, что напрямую затрагивает их права и, даже, светские мироощущения...

Плохо, признаемся, когда судьбоносные, тем более - исторически-обусловленные аспекты социума, рождаются в тени общественных отношений и гласности кулуарно, а жители узнают об этом из слухов и инсайдов от самой власти. От доброжелателей. 

Ахунская общественность обсуждает неафишируемое, по словам вовлеченных в процесс людей, решение городских властей украсить главный (и единственный!) въезд в курортный микрорайон с мультинациональным демографическим индексом памятной архитектурной композицией - мусульманской стеллой в честь происхождения названия Ахуны.

Под этот памятный знак уже на днях выделено 37 кв. метров муниципальной земли, потеснившие знаменитый "Теремок" по-соседству. 

БЫЛО:

СТАЛО:

По иронии судьбы, будущая рекреация соседствует еще и с нынешней скандальной стройкой то ли санатория, то ли супермаркета без документов, как нам упорно сообщает мэрия, но стройку это ничуть не смущает... Власть привычно безмолствует... Не царское это дело, что-то объяснять челяди...

Напомним, местечко Ахуны получило своё название после того, как в конце XIX в. татарский священнослужитель Ш.Х. Потеев, имевший духовный сан ахуна, построил кумысную ферму недалеко от конторы существовавшего там Засурского лесничества. Сами Ахуны до сих пор находятся в огромном лесном массиве, простирающемся на многие километры и носившем ранее (когда был еще больше) название Большой Сурский Лес. 

Вот что пишут историографы. 

Почти более полувека с 1863 по 1915 год, вплоть до самой своей кончины Шарафетдин Хабибуллович работал имам-хатыбом Пензенской Соборной мечети.

31 августа 1869 года Ш.Х. Потеев был утверждён в должности ахуна города Пензы. В переводе с персидского слово «ахун» означает «наставник». В мусульманской иерархии – духовный сан религиозного деятеля, в ведении которого находилось несколько мечетей.

За свою подвижническую деятельность он был награжден в 1883 году серебряной медалью «За усердие», а в 1890 и в 1897 годах - золотыми медалями аналогичного названия. По инициативе Потеева его сестра Хабибджамал Хабибулловна Тенишева (бабушка будущего академика Э.Р. Тенишева – И.Г.) переоборудовала в мечеть купленное в 1891 году на её собственные средства здание.

В 1898 году Ш.Х. Потеев арендовал часть территории Засурского лесничества, получившей вследствие этого название «Ахуны», где организовал производство кумыса, которым лечил бесплатно людей от туберкулёза. Ш.Х. Потиев избирался имамом у нижних чинов пензенского батальона.

Был в составе губернской делегации, встречавшей императора Николая II в 1904 году в Пензе. В 1906 году ему было присвоено звание потомственного почётного гражданина города Пенза. В том же году Ш.Х. Потеев был возведён в потомственное дворянство.

Несомненно, благое дело продвигает в массы депутат Думы Пензы Жиганша Туктаров, славный подвижник и сын своего народа, увековечивая имя соплеменника на немалой и мультинациональной территории в ее "красном углу" - главном въезде.

Жители Ахун, тем не менее, вспоминают и другую часть истории своего родного курорта и своей малой родины.

Предтеченский мужской монастырь находился в Ахунах на территории между современной  Сельскохозяйственной академией и рекой Сурой (старицей) и упоминается в летописях уже с 1674 года с 17 века, за два века до образования кумысной фермы. По словам пензенского писателя-краеведа Ивана Антонова сюда «пришли монахи и стали мордву, оставшуюся в лесостепной зоне, обращать в христианство».

Располагался в  монастырь в четырех (по др. сведениям, в 15) верстах от П. на урочище Белая гора. Имел не менее 2 храмов, гл. из к-рых – во имя св. Иоанна Предтечи.

Крестьян и вотчин не имел, существовал за счет пожертвований и продажи изделий ремесла. Монастырь распущен после 1722 г. по постановлению Св. Синода в связи с выступлением монаха Варлаама (В. С. Левина) и старца Ионы против Петра I и его политики. Монахи вместе с утварью и казной были переведены в Пензенский Спасо-Преображенский монастырь, а монастырские постройки уничтожены.

По словам краеведов, земли от нынешней сельхозакадемии и до старого русла реки Суры были облагорожены православными монахами, которые возделывали на ней сельскохозяйственные культуры для пропитания.

ПФО всегда отличался своей мультинациональностью и взаимотолерантностью. Несомненно, подвижник и сын своего народа депутат Туктаров делает благое дело. Респект!

Однако жители Ахун, по их словам, хотели бы исторической справедливости и для немусульман, ведь многогранная история их ареала проживания в Ахунах - мультинациональна. Почему бы на въезде в Ахуны не создать стеллу или памятный знак, учитывающий интересы всех проживающих здесь людей? Тем более, это бесспорно обусловлено все той же Историей.

На фоне всегда хрупкого межконфессионального и межнационального баланса в ПФО, России и во всем мире, как показывает нынешняя история, любые решения в априорно турбулентной сфере должны быть предельно гласными. Вызывает сожаление, что весьма образованный мэр нашей Пензы Александр Н. Басенко, экс-чекист, похоже, все чаще отходит от этого важнейшего принципа, принимая судьбоносные решения в тени кабинетов, без обсуждения среди жителей и в формате положенных сходов граждан... Правильно ли это? И что скажет самый главный историк Сурского края Олег В. Мельниченко по теме?

P.S. Национальный состав населения Пензенской области, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: русские — 1 133 229 (86.80%) человек, татары — 84 078 (6.44%) человек, мордва — 53 136 (4.07%) человек, другие национальности (менее 0,5% каждая) — 35 120 (2.69%) - источник.


Дайджест СМИ